МОДЕЛЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОШ № 2 г. Белоярский
Инклюзивное образование в современных условиях – особая организация учебного процесса, при котором каждый ученик, несмотря на его физическое или умственное развитие, включён в единую систему образования. Его обучение должно проходить по месту жительства в общеобразовательном учебном учреждении вместе со своими ровесниками, которые не страдают недугами. Инклюзивная среда требует поддержки всех участников образовательных отношений, следовательно, кроме создания специальных условий для ребёнка с ОВЗ, должны создаваться условия для других детей, учителей, родителей.
Рассматриваемый вид образования рассчитан на учеников, у которых есть особые потребности в образовании. Это:
- дети с врождённой инвалидностью;
- дети с ограниченными возможностями в здоровой жизни;
- дети-мигранты;
- дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
- одарённые дети;
- дети с отклонениями в развитии и поведении.
Модель инклюзивного образования (далее Модель) СОШ № 2 представляет собой совокупность принципов, норм, функциональных структур, последовательных этапов деятельности, организационных условий и механизмов, обеспечивающих создание инклюзивной образовательной среды, реализацию целей и задач инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы.
В описании модели используются следующие понятия:
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (обучающийся с ОВЗ)
- физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст.2 Федерального закона РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст.2 Федерального закона РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Образовательная среда - подсистема исторически сложившейся социокультурной среды и одновременно как специально организованные педагогические условия, в которых осуществляется развитие личности ребенка.
Инклюзивная образовательная среда - вид образовательной среды, как совокупности педагогических и организационно-управленческих условий, направленных на:
- включение детей с ОВЗ в образовательное пространство;
- обеспечение вариативности предоставления образования детям с ОВЗ;
- создание условий для социализации и трудовой занятости детей с ОВЗ;
- минимизацию рисков потери качества образования для нормально развивающихся сверстников;
- формирование и развитие личности каждого из обучающихся.
Модель организации инклюзивного образования в общеобразовательном учреждении направлена на:
- внедрение технологии инклюзивного образования в ОУ;
- отработку принципов инклюзивного образования в отношении ко ВСЕМ детям без исключения
Нормативными основаниями для разработки модели инклюзивного образования
ОУ являются:
- ФЗ-273 от 21.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 12, ст. 34, ст. 42, ст. 58, ст. 55, ст. 79);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- Приказ Минобрнауки России от 14 октября 2013 г. N 1145 "Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным образовательным программам"
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями)";
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 20.02.2017 N 07-818 "О направлении Методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ";
- Приказ Минздрава от 20.06.2016 № 436н «Об утверждении Перечня заболеваний, наличие которых является основанием для организации обучения на дому»;
- Устав СОШ№ 2 г. Белоярский;
- иные локальные нормативные акты.
Основная цель Модели инклюзивного образования Школы: анализ и систематизация организационно-управленческих, психолого-педагогических условий и механизмов, кадровых и финансовых ресурсов, обеспечивающих создание инклюзивной образовательной среды, достижение целей и задач инклюзивного образования в общеобразовательной организации.
Задачи инклюзивного образования:
- формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения;
- создание условий для развития потенциальных возможностей детей с ОВЗ в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;
- организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования, включающей диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, социально-трудовое направления деятельности, в том числе в рамках сетевого взаимодействия с социальными партнерами;
- оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями, включение законных представителей в процесс обучения и воспитания ребенка, формирование у них адекватного отношения к особенностям его развития, выработка оптимальных подходов к проблемам семейного воспитания.
СОШ № 2 г. Белоярский - это массовая общеобразовательная школа, в которой обучается 715 детей. В течение трёх последних лет мы наблюдаем устойчивую динамику роста количества детей с ОВЗ: на начало 2020 — 2021 учебного года в школе было 25 детей инвалидов и 25 детей с ОВЗ, в 2021 — 2022 учебном году в школе обучалось 25 детей-инвалидов и 27 детей с ОВЗ. На начало 2022 — 2023 учебного года в муниципальном автономном образовательном учреждении Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Белоярский» обучается 23 детей-инвалидов и 25 обучающихся с ОВЗ что составляет 4,7% от общего количества обучающихся.
Кроме обучающихся с легкой и умеренной степенью умственной отсталости (9 детей), в школе учатся дети с задержкой психического развития (19 детей), дети с тяжелыми нарушениями речи (4 детей), дети с расстройствами аутистического спектра (2 ребенка), дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (2 ребенка), слабослышащие (2 ребенка) и слабовидящие дети (2 ребенка). Перед школой стоит непростая проблема: как организовать обучение таких детей, чтобы они могли максимально адаптироваться в социуме, реализовать себя в обществе, стать его полноценными членами.
Наша модель предполагает образование детей с отклонениями в развитии и детей инвалидов в условиях полной и частичной инклюзии.
Полная инклюзия – форма организации образовательного процесса, при которой дети с отклонениями в развитии и дети-инвалиды обучаются по соответствующим общеобразовательным программам в одном классе с нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной школы. В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ТНР (5.1) коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объёме не менее 5 часов на одного обучающегося на основании рекомендаций ПМПК и решения ППк. В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ЗПР (7.1) на коррекционную работу отводится не менее 5 часов в неделю на одного обучающегося на основании рекомендаций ПМПК и решения ППк (с педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом).
Частичная инклюзия – форма организации образовательного процесса, при которой дети с отклонениями в развитии и дети-инвалиды обучаются по адаптированным общеобразовательным программам в одном классе с нормально развивающимися сверстниками с индивидуальным учебным планом в условиях массовой общеобразовательной школы. Для обучающихся по ФГОС НОО у учащихся в учебном плане предусмотрены часы внеурочной деятельности, в том числе часы коррекционных занятий: с учителем-логопедом; с учителем-дефектологом; с педагогом-психологом. Обучающиеся по специальной индивидуальной программе развития (СИПР) посещают школу по индивидуальному расписанию (индивидуальные занятия с узкими специалистами, уроки и внеклассные мероприятия).
Для определения индивидуального образовательного маршрута дети с ОВЗ направляются в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (ТПМПК) Белоярского района. Для организации сопровождения детей с отклонениями в развитии непосредственно в условиях образовательного учреждения создан психолого-педагогический консилиум (ППк).
В школе созданы определённые условия для работы по развитию инклюзивного образования:
- Информационные:
- на сайте школы имеется информация о школе и реализуемых в ней программах;
- обеспечена возможность работы каждого родителя с электронным журналом;
- Организационные:
- дети, обучающиеся по адаптированным программам, включены в общеобразовательные классы;
- инклюзивное образование в школе осуществляется в общеобразовательных классах, либо в режиме индивидуального обучения с включением детей в культурную, спортивную, общественную жизнь класса и школы;
- организован гибкий график внеурочной и внеклассной деятельности;
- Методические:
- в школе имеются специалисты, обеспечивающие и сопровождающие процессы образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов (учитель-логопед, два педагога-психолога, социальный педагог, педагог-дефектолог, тьютор, школьный фельдшер);
- для организации сопровождения детей с проблемами в развитии непосредственно в условиях образовательного учреждения создан психолого-педагогический консилиум (ППк);
- созданы программы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;
- 100% обеспеченность учебниками и учебно-методическими пособиями.
- Кадровые:
- укомплектованность составляет 100% от потребности;
- учителя школы и специалисты ППк прошли курсы повышении квалификации и профессиональной переподготовки по специальной психологии и коррекционной педагогике.
- Финансовые:
- локальными актами школы определены доплаты за работу с учащимися с ОВЗ.
- Управленческие:
- создана и реализуется модель инклюзивного образования в школе;
- осуществляется мониторинг сопровождения детей инвалидов и детей с ОВЗ.
- Материально-технические:
- все учебные кабинеты оборудованы компьютером, проектором, интерактивной доской, имеется выход в интернет;
- уроки информатики проводятся в двух компьютерных классах, где каждый учащийся имеет персональный компьютер, а также два переносных компьютерных комплекта по 15 ноутбуках.
- имеется пандус для детей-колясочников.
Инклюзивное образование позволяет формировать такое образовательное пространство, в котором любой ребёнок, в том числе с инвалидностью, может быть включен в образовательную и социальную жизнь образовательного учреждения, что позволит ему добиваться успехов, ощущать безопасность и свою значимость в коллективе сверстников.
Положительный эффект инклюзии:
Проведённая работа позволяет детям с ОВЗ получать образование в условиях общеобразовательного учреждения. Дети ходят в школу по месту прописки. Это важно для детей и родителей, так как не все родители могут возить детей в специальные учреждения.
Педагоги получают опыт работы с учащимися с ОВЗ. Методология предусматривает поддержку в обучении детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и показатели всех детей).
Общество получает полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ, максимально социализированных.
Обучение становится более доступным для детей, испытывающих проблемы в здоровье. Все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и детская среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и т.д.) являются инклюзивными.
Родители могут быть активными участниками образовательного процесса.
Учащиеся школы приобретают ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.
Разработка модели позволила выявить актуальные проблемы в формировании инклюзивной практики образовательного учреждения, среди которых недостаточная компетентность педагогов в дидактических подходах, технологиях и методах работы с обучающимися с ОВЗ. Внедрение представленной выше модели в инклюзивную практику образовательного учреждения позволило консолидировать усилия коллектива по проектированию и апробации эффективных способов решения выявленных проблем. В их числе:
- разработка и актуализация локальных нормативных актов, определяющих функционал отдельных специалистов и коллегиальных органов;
- целенаправленная систематическая деятельность по развитию и совершенствованию профессиональных компетенций педагогов, реализующих инклюзивную практику через специально организованные семинары;
- получение дополнительного профессионального образования, участие в научно-практических конференциях, мероприятиях.
Формирование инклюзивной культуры, как принимающего отношения к особым детям предполагает участие всех субъектов образовательных отношений, включая не только обучающихся, родителей, педагогов, но также и работников столовой, учебно-вспомогательного и технического персонала школы. Заинтересованность и активное участие родителей являются необходимым условием формирования инклюзивной образовательной культуры учреждения.
Формирование заинтересованности родителей достигается за счет:
- повышения информированности и осведомленности об образовательных услугах, специфике инклюзивного образования и имеющихся условиях его реализации;
- оказания родителям психолого-педагогической консультационной помощи по вопросам обучения и воспитания детей,
- вовлечения родителей в организацию образовательной и социальной практики, культурно-досуговой деятельности, в том числе организацию и проведение акций, спортивных праздников, конкурсов, творческих мастерских, фестивалей и т.п.
В качестве актуальных по-прежнему остаются задачи:
- обеспечить максимальную включённость родителей (законных представителей) в работу коллегиальных органов управления: ППк, родительских комитетов, как эффективных организационно-управленческих механизмов для решения насущных образовательных проблем;
- деятельность по реализации индивидуальных образовательных маршрутов, а также предоставление возможности для дополнения и изменения образовательной траектории школьников с учётом особенностей здоровья и перспектив дальнейшего обучения.
Содержательно в пространственно-предметный компонент образовательной среды включены: архитектура школьного здания, степень открытости-закрытости конструкций школьного дизайна, размер и пространственная структура помещений в здании школы. При разработке пространственно-архитектурного компонента инклюзивной образовательной среды приоритетной целью становится обеспечение «универсальной без барьерной среды», обеспеченности современными средствами, системами, оборудованием, соответствующим образовательным потребностям детей.
Психодидактический компонент инклюзивной образовательной среды предполагает разработку и реализацию содержания общего и дополнительного образования, внедрение современных образовательных технологий и их адаптацию с учетом образовательных потребностей обучающихся, организацию мероприятий по оказанию психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ОВЗ и их родителям, организацию воспитательной работы и т.д. Успешность в решении обозначенных задач в значительной степени определяется кадровым ресурсом, готовностью педагогов к работе в условиях инклюзии, к овладению необходимыми профессиональными компетенциями, их развитию и совершенствованию. Координация деятельности педагогов, специалистов, командный подход в решении актуальных проблем, возникающих в образовательной практике, являются необходимым условием достижения целей и задач инклюзивной практики. Обеспечение координации деятельности достигается посредством:
- четкого распределения функционала педагогических работников;
- регламентации деятельности специалистов при поступлении в образовательную организацию ребенка с ОВЗ, переводе обучающегося с основной на адаптированную образовательную программу, реализации индивидуального образовательного маршрута и выполнении рекомендаций территориальной ПМПК.
Необходимым организационным условием инклюзивного образования является проведение мониторинговых исследований. Полученные результаты позволяют обеспечивать комплексную оценку проводимой работе, выявлять и своевременно разрешать возникающие проблемы.
Механизмы реализации и управления моделью
Основополагающими принципами организации системы управления реализацией модели являются:
- обеспечение нормативного, методического и информационного единства модели (система критериев для оценки и выбора современных форм и методов работы с педагогами и обучающимися, процедуры мониторинга выполнения мероприятий, обозначенных в программе реализации);
- обеспечение участия в управлении реализацией программой всех представителей образовательного процесса (обучающихся, родителей, педагогов).
Важнейшими элементами механизма реализации модели являются:
- связь планирования; реализации; мониторинга;
- уточнения и корректировки целевых показателей;
- уточнения и корректировки ресурсов для их реализации.
Принятие управленческих решений в рамках модели осуществляется с учётом информации, поступающей от руководителей структурных подразделений, потребностей педагогов в освоении новых технологий.
Неотъемлемой составляющей механизма реализации модели является использование своевременной системы экспертизы на всех стадиях реализации модели, позволяющей отбирать наиболее перспективные технологии для реализации.
Оперативная информация о ходе реализации мероприятий модели, о нормативных актах по управлению моделью и об условиях проведения мероприятий по её реализации размещается на официальном сайте школы.
Контроль хода реализации модели осуществляет методический совет, который выполняет следующие функции:
- даёт оценку промежуточных результатов и хода её реализации в целом;
- готовит предложения о порядке выполнения модели, включении, исключении и уточнении отдельных программ и проектов, уточняет целевые показатели;
- осуществляет общее руководство и контроль за ходом реализации модели;
- а так же осуществляет финансовое обеспечение модели и стимулирование всех её участников (рекомендательно).
Результат реализации модели – это выполнение ряда условий, а именно:
- Создание нормативно-правового обеспечения данной модели.
- Создание механизма управления и контроля за организацией процессов внедрения инклюзивного образования в ОУ.
- Проработка содержания и форм методического, психолого-педагогического, организационно-педагогического сопровождения учащихся.
- Организация системы психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся.
- Обеспечение специальных условий обучения (воспитания) детей с ОВЗ (материально-техническое оснащение).
- Обеспечение реализации модели кадрами.
- Совершенствование информационно-коммуникационного обеспечения.
Способы отслеживания результатов и предполагаемые формы их представления
- Анализ развития детей два раза в год.
- Реализация мониторинга качества образования.
- Создание личностно-ориентированной системы оценивания результатов развития ребенка.
- Проведение открытых семинаров с целью тиражирования опыта работы, выявления трудностей и путей их преодоления.
- Подготовка статей и методических пособий из опыта работы.